В Перми и Новосибирске обсудили вопросы медиаобразования

Опубликовано: 04.09.2018

19 сентября 2011 года в Новосибирске прошла видеоконференция на тему «Медиаобразование как основа формирования культуры личности в обществе современных технологий».

Трансляция осуществлялась на базе Городского центра информатизации «Эгида» в Новосибирске и в Перми – на базе Пермского государственного краевого киноцентра «Пермкино».

В мероприятии приняли участие руководители школьных медиастудий, заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, педагоги, а также специалисты в области медиаобразования.

Среди них:

в Перми – Павел Анатольевич Печенкин, режиссер, продюсер, преподаватель, президент Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», руководитель Центра медиаобразования и медиапедагогики; Ольга Николаевна Ахметзянова, начальник отдела медиаобразования Пермского государственного краевого киноцентра «Пермкино»; Денис Олегович Смирнов, к.п.н., руководитель Лаборатории медиапсихологии и медиапедагогики Института психологии Пермского государственного педагогического университета, а также Константин Иванович Обшаров, психолог, тьютор отдела медиаобразования КГАУК «Пермкино»;

в Новосибирске – Сергей Владимирович Федорчук, директор Городского центра информатизации «Эгида»; Лариса Викторовна Дедова, заместитель директора Городского центра информатизации «Эгида»; Татьяна Алексеевна Федотко, руководитель проекта «Детское экранное творчество» Городского центра информатизации «Эгида».

Целью встречи стало определение роли медиаобразования в формировании нового типа культуры личности, а также знакомство с опытом работы пермских экспертов с молодежью через медиасредства.

Что же такое медиаобразование? На сайте программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru/projects/mediaed.htm/) дается такое определение: «Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов; обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники».

В мае 2004 года была подписана Декларация Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и координационного совета Всероссийской конференции по медиаобразованию. Прошло 7 лет. По мнению экспертов, на сегодня в ситуации по развитию медиаобразования в стране произошли большие изменения.

Проект «Медиаобразование и медиакомпетентность» успешно реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Таганроге, Борисоглебске, Челябинске, Красноярске, Иркутске, Владикавказе,Томске, Перми и других городах страны.

За указанный период прошли международные и российские конференции по медиаобразованию – в Томске (2006, 2007, 2008), Белгороде (2006, 2007, 2008) и Екатеринбурге (2007).

Одним из городов, ведущих активную работу в области медиаобразования, стала Пермь. Здесь для школьников проводятся открытые показы и обсуждение знаковых фильмов, работают школы медиатворчества, ведется просветительская работа с педагогами и психологами, а также психологические исследования в области медиалогии.

Медиаобразовательные проекты реализуются в рамках международного фестиваля документальных фильмов «Флаэртиана», это: Международная киношкола «Flahertiana Workshop-2011» в Перми, Флаэртиана на колесах, ВУЗ-Флаэртиана, perm.doc, Флаэртиана-онлайн. Подробнее о них можно узнать на сайте http://flahertiana.ru/.

В ходе встречи эксперты из Перми поделились опытом с новосибирскими коллегами и ответили на ряд вопросов.

На вопрос «Входит ли медиабезопасность в медиаобразовательные программы?» ответил руководитель Центра медиаобразования и медиапедагогики Павел Анатольевич Печенкин.

Как рассказал Павел Анатольевич, в процессе работы с учащимися обсуждаются вопросы медиабезопасности, но в основном именно медиаграмотность, как результат медиаобразования, и обеспечивает медиабезопасность.

«Можно ли познакомиться с наработками коллег из Перми по медиаобразовательным программам? Существуют ли печатные сборники медиаобразовательных программ или они размещены на Интернет-порталах?», – интересовало новосибирских педагогов.

По словам специалистов, печатных сборников и материалов в интернете пока нет, над этим ведется работа. «Целесообразно приехать к нам или пригласить нас к себе с целью проведения курсов для модераторов по медиаобразованию», – пояснил руководитель Центра медиаобразования и медиапедагогики.

Участников видеоконференции интересовало также, где можно взять информацию о развитии медиаобразования в России и состоянии его на сегодняшний день? Как на практике можно включиться в медиаобразование?

Как рассказали эксперты из Перми, во-первых, существует Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России – официальный партнер проекта ООН «Медиаобразование и медиаграмотность». Основана она еще в 1988 году и объединяет деятелей кино и педагогов, преподающих курсы киноискусства, медиакультуры, медиаобразования/медиаграмотности в средних школах, гимназиях, колледжах, вузах (сайт http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp/).

Во-вторых, уже несколько лет выходит в свет журнал «Медиаобразование», посвященный истории, теории и практике медиапедагогики. Архив его номеров находится по адресу: http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm/.

Существует открытая электронная библиотека «Медиаобразование» (http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp/). Там находятся документы, постановления, рекомендации, ссылки по теме медиаобразования, словари терминов, монографии, диссертации, учебные программы и пособия.

Недавно открылся новый портал «Информационная грамотность и медиаобразование» – http://www.mediagram.ru/.

В разделе «Учебные программы» (http://www.mediagram.ru/programs/) есть курсы повышения как для педагогов (например, «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры» или «Экология медиакультуры на уроках литературы»), так и для учеников: «Азбука кино (для 1–4 классов)», «Искусство кино и отечественная культура (для 9–11 классов)», «Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начального и среднего общего образования».

И наконец, есть сайт Лаборатории ТСО и медиаобразования РАО (http://www.mediaeducation.ru/), где можно найти список программ медиаобразования, подготовленных в лаборатории медиаобразования ИСМО РАО.

Интересный дистанционный курс «Основы медиаобразования в школе» предлагает И.В. Жилавская, канд. филол. наук, директор Томского института информационных технологий, президент Сибирской ассоциации медиаобразования (http://www.zhilavskaya.ru/kursy.html).

Какова же роль учителя в области медиаобразования? По мнению, специалистов, ответ на этот вопрос можно процитировать из статьи Е.А.Бондаренко. к.п.н., зав. лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО «Медиаобразование как основа для формирования культуры личности в информационном обществе и средство защиты детей от влияния негативного контента»: «Современный ребенок, помимо воспитания и формирования мира ценностей, нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя. Но, в отличие от распространяемой все шире точки зрения, что учитель становится только тьютором, а ученик должен сам познавать окружающий его мир, мы считаем, что здесь должен возникать равноценный трехсторонний диалог учителя, ученика и средств массовой коммуникации.

Именно это и является основой медиаобразования – развития личности средствами и на материале массовых коммуникаций. Таким образом, медиаобразование становится основой формирования нового типа культуры личности».

В завершениие встречи Элла Хамзинична Давлетшина, режиссер документального кино, президент Международного фестиваля «Встречи в Сибири», представила слушателям медиаобразовательные проекты «ВУЗ-Флаэртиана-Пермь» и «ВУЗ-Флаэртиана-Новосибирск». Она также высказала предложение педагогам подумать о реализации медиаобразовательных проектов на базе новосибирких школ.

Видеоконференция положила начало дальнейшему сотрудничеству. Новосибирские педагоги выразили благодарность пермским специалистам за представленный опыт и информацию. В результате переговоров участниками встречи было решено создать свою модель медиаобразовательного проекта в Новосибирске.

Новосибирский информационно-образовательный сайт

23 Сен 2011

rss